ИЗ ОПЫТА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ г.ВЛАДИМИРА С НЕКОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Организации, представляющие некоммерческий, так называемый, “третий сектор” экономики представляют собой заметное социальное, политическое, экономическое, духовное, культурное и психологическое явление, ставшее реальностью городской жизни.
На сегодняшний день во Владимире зарегистрировано свыше 500 некоммерческих организаций (далее НКО) городского и областного уровня, представляющих полный спектр организационно - правовых форм: от наиболее распространенных - общественное объединение, фонд, до пока редко встречающихся - некоммерческого партнерства и автономных НКО.
Уже сегодня можно с уверенностью заявить о значительном вкладе НКО в решение социальных проблем города, так как категории населения, с которыми работают НКО, определяются как социально незащищенные: инвалиды (молодые и дети), одинокие матери, многодетные семьи, беженцы и переселенцы, ветераны, “трудные” подростки, молодые люди, пенсионеры, больные люди и т.д., а программы, реализуемые этими НКО, относятся к сферам: культуры, здравоохранения, образования, экологии, социальной поддержки и так далее. Но до сих пор, к сожалению, в восприятии НКО существует стереотип “попрошаек”, просителей, но не равноправных партнеров органов местного самоуправления в реализации программ социального развития города.
Многие подразделения городской администрации, районные администрации активно сотрудничают с некоммерческими организациями, однако сотрудничество и до сегодняшнего дня всё ещё носит бессистемный, разовый характер: встречи ветеранов, благотворительные акции, мероприятия, посвященные различным датам. В бюджете города традиционно отдельной строкой выделяется “поддержка общественных организаций”. Достаточно распространенной формой поддержки НКО является и практика предоставления администрацией и её органами небольших помещений под офисы.
Практически отсутствуют долговременные программы сотрудничества, а механизм выделения средств из бюджета для поддержки социально - значимых программ НКО находится ещё в стадии разработки.

Вместе с тем, в последние два года значительно возрос профессиональный уровень руководителей и сотрудников НКО. Об этом свидетельствует тот факт, что не получая поддержки от государственных структур, некоммерческие организации привлекают значительные инвестиции в социальную сферу города через участие в конкурсных программах благотворительных фондов. С 1995 года НКО города выиграли более 17 грантов на общую сумму более 1000 тысяч рублей. Среди этих организаций Ассоциация родителей детей - инвалидов “Свет”, Ассоциация НКО “ДАНКО”, Комитет солдатских матерей, Экологический Фонд “Кукушкин пруд”, Ассоциация беженцев и вынужденных переселенцев “Содействие”, Радиостанция “Радио-Стиль”, Владимиро-Суздальский музей заповедник, детская газета “Бабл - гам” и другие.

В условиях хронического дефицита бюджета многие НКО доказали, что могут более экономно и эффективно, чем административные структуры, использовать минимальные средства для оказания жизненно необходимых услуг наиболее незащищенным слоям жителей города. Экономия достигается за счет привлечения дополнительных ресурсов, как финансовых от бизнес структур и населения, так и широкого использования на добровольной основе труда жителей города в том числе и самих нуждающихся в тех или иных социальных услугах (организация эффективной самопомощи).

Необходимо отметить тот конкретный вклад, который некоммерческие организации уже сегодня вносят в решение социальных проблем города и его жителей.

Владимирское областное отделение Российского фонда культуры, реализуя программы “Владимирский Некрополь”, “Владимирская энциклопедия” и “Твоя родословная”, решает задачи, связанные с расширением форм изучения истории родного края, привлечением населения города и, в первую очередь подростков и молодежи, к активной деятельности по сохранению памятников истории и культуры, воспитанию патриотизма и гражданственности.

Ассоциация многодетных семей “Семь-Я” организует благотворительные акции для сбора средств на решение первоочередных проблем многодетных семей, представляет и защищает их интересы на всех уровнях.

Детский научно-технический центр проводит обучающие программы для детей и подростков по техническим видам спорта и профориентационную деятельность.

Добровольная ассоциация некоммерческих организаций “ДАНКО” проводит семинары-тренинги лидеров и добровольцев НКО с целью повышения их профессиональных навыков, готовности выступать равноправными серьезными партнерами с государственными и коммерческими структурами.

Ассоциация родителей детей - инвалидов “Свет” реализует программу “Школы жизни”, направленную на обучение основам жизнедеятельности детей, признанных не обучаемыми. Ведет программу по пропаганде специальных правовых знаний для родителей детей - инвалидов.

Владимирская диабетическая ассоциация ведет работу по профилактике заболеваний и борьбу с диабетом, обеспечению больных диабетом доступными лекарственными препаратами.

Комитет солдатских матерей оказывает консультирование допризывной, призывной молодежи и их родителей по вопросам, связанным с призывом и прохождением службы в рядах ВС РФ.

Экологический фонд “Кукушкин пруд” приступил к реализации программы по раздельному сбору мусора.

Владимирское региональное отделение “Молодежного Союза юристов” оказывает бесплатные юридические консультации социально незащищенным слоям населения на базе КТОСов, клубов по месту жительства и других организаций.

Широко известен тот вклад, который вносят в решение различных проблем жителей города такие организации, как: профессиональные союзы, советы ветеранов войны, творческие союзы, союз “Чернобыль”, Детский фонд, Организация беженцев и вынужденных переселенцев “Содействие”, Ротари-клуб и другие.

Есть ряд уже устоявшихся форм сотрудничества администрации города и НКО. Так, АРДИ “Свет” по договору с отделом по делам молодежи администрации города организует работу “Школ жизни”. Отдел содержит за бюджетные средства ставки педагогов, помещения, Ассоциация подбирает кадры, привлекает средства для оборудования помещений, разрабатывает сами программы, представляет интересы детей и родителей детей-инвалидов. Количество школ в городе от 1 в 1994 году увеличилось до 6 в 1998 году. Как положительные результаты совместной работы можно отметить то, что часть детей признана обучаемыми и направлена в школы разного уровня, а также проведение традиционных летних загородных смен для детей-инвалидов, совместно со здоровыми детьми.

Союз молодых юристов оказывает бесплатные юридические услуги малообеспеченным слоям населения, используя для этого помещения, оргтехнику, средства связи городской администрации и ее подразделений.

Существуют и другие примеры эффективного сотрудничества.

В 1996-97 годах в ходе реализации проекта ДАНКО, который администрировался отделом по делам молодежи, и финансировался Фондом Евразия, были изучены потребности и возможности НКО города.

Результаты исследования подтвердили, что деятельность НКО создает новые рабочие места, повышает общий уровень социальных услуг в городе, делает эти услуги доступнее более широким слоям горожан. 2 - 4 октября 1997г. в г.Владимире в рамках семинара для НКО “Социальное партнерство. Маркетинг” представители 23 организаций приняли обращение к главе администрации города Владимира о необходимости создания при администрации Координационного Совета по обеспечению взаимодействия с НКО.

Учитывая все вышеуказанное на заседание коллегии администрации города в ноябре 1997г. был вынесен вопрос “О взаимодействии органов местного самоуправления г.Владимира с некоммерческими организациями”. По итогам рассмотрения вопроса было принято постановление главы администрации, в котором подтверждается необходимость построения системы взаимодействия (социального партнерства) органов местного самоуправления с некоммерческими организациями города и определены конкретные поручения структурным подразделениям и органам администрации по:

Одновременно ДАНКО начала разработку и осуществление проекта “Партнерство решает проблемы” (отработка модели социального партнерства в г.Владимире и запуск механизмов взаимодействия общественных секторов), который получил финансовую поддержку Программы поддержки общественных инициатив.

Стратегическими целями проекта являются:

Совет директоров ДАНКО совместно с отделом по делам молодежи организовал представление данного проекта в администрации и Горсовете и смог заинтересовать их представителей участвовать в его реализации. 20 апреля 1998г. председатель Горсовета, глава администрации и президент ДАНКО подписали Протокол о намерениях сотрудничества, а 25 мая глава администрации подписал Постановление №171 “О создании Координационного Совета некоммерческих организаций”. Из 17 членов Совета 3 – представители горадминистрации (включая заместителя главы, начальника управления перспективного развития), 2 – Горсовета (включая заместителя председателя), 12 членов – руководители НКО.

В рамках тренинговой программы проекта ДАНКО 28-29 мая был организован семинар-тренинг “Этика и принципы социального партнерства. Механизм муниципального социального заказа”, в котором приняли участие кроме всех членов КС от НКО, председатели “социальных” комитетов Горсовета и заведующие “социальных” отделов горадминистрации. На семинаре удалось обсудить перспективы внедрения социального заказа в городе и совместно проработать проекты документов, намечены дальнейшие шаги в этом направлении.

Тем самым было положено начало совместному (НКО с органами местного самоуправления) нормотворческому процессу по формированию эффективной открытой социальной политики, которая основывалась бы на поддержке конструктивной инициативы горожан.

На круглом столе “Взаимодействие органов местного самоуправления и НКО”, на семинаре - тренинге о формировании местных сообществ, прошедших в июне-июле 1998, года обсуждался проект Положения о муниципальном социальном заказе города Владимира. Проект вобрал в себя опыт Москвы, Санкт-Петербурга, городов Сибирского региона и учел специфику города Владимира.

На заседании Координационного Совета НКО 5 августа рассмотрен проект Положения о муниципальном социальном гранте и принято решение о вынесении его на обсуждение Комитетов городского совета народных депутатов.

Таким образом, сегодня во Владимире идут активные процессы по привлечению некоммерческого сектора в решение социальных проблем горожан, по становлению партнерских отношений между властью и НКО. Также в администрации и городском совете обсуждается вопрос о переходе от отраслевого к проектному финансированию , что увеличит шансы скорейшего принятия документов по муниципальному социальному заказу и более полного и активного участия НКО в реализации социальной политики города.

Е. Потапова – заместитель главы администрации г.Владимира,начальник департамента перспективного        развития

Г. Мизелева – заведующий отделом по делам молодежи администрации г.Владимира

                    В. Коновалов – председатель комитета по вопросам молодежной  политики администрации
                                            Владимирской области
Сайт создан в системе uCoz